Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач.
Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и – что очень важно – перекладывать на собственный опыт.
Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности.
Ребенку важно обладать:
- Готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром. Возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи.
- Способностью строить социальные отношения.
- Совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию".
Российский педагог, член-корреспондент РАО Наталья Федоровна Виноградова
Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах.
Естественнонаучная грамотность (ЕНГ) - это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.
Естественнонаучная грамотность – способность:
- использовать естественнонаучные знания,
- выявлять проблемы,
- делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Финансовая грамотность (англ. Financial literacy) — сочетание осведомленности, знаний, навыков, установок и поведения, связанных с финансами и необходимых для принятия разумных финансовых решений, а также достижения личного финансового благополучия; набор компетенций человека, которые образуют основу для разумного принятия финансовых решений. Считается, что развитие финансовой грамотности дает возможность поддерживать и улучшать финансовое благополучие.
Глобальные компетенции – способность - критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; - осознавать как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды – наши собственные и других людей; - вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Креативное мышление - компонент функциональный грамотности, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался, креативное мышление также способность критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их.
Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведении в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Задачи:
- формирование базовых знаний и умений в сфере финансовых отношений, способствующих обеспечению личной финансовой безопасности;
- формирование знаний о личных и семейных доходах и расходах, об общих принципах кредитования и инвестирования, о предпринимательстве, возможных рисках, страховании, рекламе и защите прав потребителей;
- развитие экономического образа мышления;
- развитие у учащихся навыков ответственного и грамотного поведения на финансовом рынке;
- воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
- формирование активной жизненной позиции.
Финансовая грамотность в школе детей- приоритет всей национальной стратегии, сосредоточенной на повышении общего уровня финансовой грамотности в нашей стране.К 2023 году изучение финансовой грамотности должно охватить 100% школьников и студентов. Финансовое образование школьников будет проходить в рамках уроков - начальной школе на уроках математики и окружающего мира, а для 5-11 классов – на обществознании, математике и географии.
Финансовая грамотность формируется среди учащихся целым комплексом предметов, таких как математика, информатика, история, но особая роль принадлежит «Обществознанию».
Формирование основ финансовой грамотности на уроках «Обществознание» происходит при знакомстве с научной точки зрения с понятием «Экономика» в 7 классе и продолжается до 11 класса при изучении блока «Экономика».
Учащиеся 8 класса уже более осознанно подходят к овладению навыками финансовой грамотности. При изучении темы «Инфляция и семейная экономика» уделяется внимание таким понятиям, как номинальный и реальный доходы семьи, сбережения населения, банковские и страховые услуги. Знакомясь с формами сбережения граждан, учащиеся смогут ответить на проблемный вопрос: «Какое значение имеют сбережения для россиян, живущих в условиях социально-экономических реформ?». Изучая банковскую систему, учащиеся получат информацию о видах кредита, возможностях его получения, научатся сравнивать банковские кредиты, защищать свои права, проводить предварительные расчёты по кредитным платежам с использованием формулы простых и сложных процентов.После изучения темы учащимся предлагается задание: создать «портрет» финансово грамотного человека, обладающего достаточным уровнем знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать ответственные решения. В 9 классе, изучая тему «Виды договоров и гражданская дееспособность несовершеннолетних», учащиеся знакомятся с видами гражданско-правовых договоров (сделок), видами ответственности за неисполнение условий договора. Зная свои права и обладая частичной дееспособностью, подростки в 15 -16 лет могут самостоятельно распоряжаться своей стипендией, заработком, иными доходами.
Нормативно-правовые документы по организации и проведению оценки функциональной грамотности обучающихся
Нормативно-правовые документы федерального уровня
Нормативно-правовые документы регионального уровня
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ от 16 июля 2021 года №1195 «Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования»
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ от 8 сентября 2022 года №1472 «Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Саратовской области, на 2022/2023 учебный год»
Нормативно-правовые документы муниципального уровня
Нормативно-правовые документы школьного уровня
Полезные ресурсы
Функциональная грамотность школьников
Общие подходы к формированию функциональной грамотности. Виды функциональной грамотности. Банк заданий. Полезные ресурсыМониторинг формирования функциональной грамотности учащихся
Демонстрационные материалы ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»Центр оценки качества образования ИСРО РАО
Важнейшими задачами Центра являются: проведение фундаментальных и прикладных исследований в области оценки качества образования; разработка научно-методичеcкого обеспечения исследований по оценке качества образования; сравнительная оценка качества образования в России и странах мира.СОИРО. Функциональная грамотность обучающихся
Методические пособия для педагогов по преподаванию курса "Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы". Материалы для организации и проведения региональных мониторингов степени сформированности читательской, математической и естественнонаучной грамотности обучающихсяПримеры открытых заданий по читательской грамотности PISA
Примеры открытых заданий по математической грамотности PISA
Примеры открытых заданий по естественнонаучной грамотности PISA
Примеры открытых заданий по финансовой грамотности PISA
Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности на образовательной платформе «Российская электронная школа» https://fg.resh.edu.ruПримеры открытых заданий PISAПримеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач: http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf.